Как организовать учет топлива на предприятии

06.02.2018 Решения  Нет комментариев

Как организовать учет топлива на предприятии?

От теории к практике

Теория:

Каждый владелец транспорта заинтересован в максимальной выгоде от владения техникой. Как, собственно, и любой бизнесмен. Не секрет, что затраты на топливо составляют наибольшую часть (или одну из) от всех затрат, которые несет компания.

Как сэкономить на топливе?

Для начала, давайте разберемся, что влияет на расход топлива?

  • характеристики транспортного средства (механизма)
  • техническое состояние
  • стиль вождения/управления
  • условия эксплуатации
  • наличие прицепа; масса груза / нагрузка
  • использование дополнительного навесного оборудования
  • использование дополнительных приборов

Характеристики транспортного средства или иного механизма задают основу в расходе топлива. При покупке новой машины (тут и далее по тексту — машина = любая техника, потребляющая топливо) Вы можете отправить техническое задание заводу-изготовителю на разработку техники под Ваши нужды с учетом специфики выполняемых работ, планируемой нагрузки, условий эксплуатации и т.д. В этом случае, группа технически грамотных специалистов сможет предложить оптимальное решение. Далее — для такой машины нужно получить одобрение типа транспортного средства с учетом всех изменений, внесенных в конструкцию базовой модели. Что-то изменить после приобретения довольно проблематично.

Итак.

1. Нужно рассчитать базовую норму расхода топлива.

В распоряжении Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р (тут и далее: «распоряжение Минтранса» или «АМ-23-р» — подразумевается: со всеми последующими редакциями) приведены базовые нормы расхода для большинства транспортных средств, эксплуатируемых на территории РФ. Для строительной техники существуют нормы расхода от Министерства сельского хозяйства, но данные там обновлялись очень давно и, скорее всего та техника, которая работает у Вас сейчас, в этих нормах отсутствует.

Если Ваша машина присутствует в документе, базовую норму рекомендуется брать оттуда.

Так же, стоит сразу оговориться, что базовая норма расхода топлива чаще всего далека от нормы фактической. Почему? — Далее поясню.

Если в нормативных документах (Минтранс, Минстрой) базовой нормы нет, ее нужно рассчитать и на основании расчетов, издать приказ по предприятию о применении ВРЕМЕННЫХ норм для данной модели машины. Не лишним, так же, будет подача заявки на разработку базовой нормы в НИИАТ (подробнее здесь>>>).

Зачем придерживаться норм Минтранса? — Для страховки от проблем с налоговой и прочими службами. (подробнее о разработке норм здесь >>>)

Зная базовую норму мы можем уже от чего-то отталкиваться.

2. Следим за техническим состоянием машины.

Не только вовремя пройденное ТО позволит избежать завышенного расхода топлива. Ведь еще не известно, на сколько качественно Вам заменят масло и фильтры.

При выпуске машины на линию, ее должен осмотреть механик по выпуску на предмет отсутствия неисправностей, с которыми выезд на линию запрещен (смотри здесь >>>), проверить давление в шинах и т.д.

Обяжите механика проверять давление в шинах при каждом заезде/выезде машины и через месяц увидите небольшую экономию.
Кроме того, в обязанности механика по выпуску имеет смысл добавить (если такого еще не предусмотрено) функционал проверки остатков топлива в баке при выезде и заезде (подробнее здесь >>>).

3. Стиль вождения / управления

Заявления водительского состава вроде «А он не так ездит, вот у него и экономия», — должны трансформироваться в ответ типа: «Вот у него и поучитесь!»
Если Ваша организация не является автошколой, то Вы не обязаны учить водителей езде. Вы принимаете на работу профессионалов в своей области и платите им соответствующую зарплату. Желает водитель приобретать навыки вождения и экспериментировать в Вашей организации — пожалуйста. Но за свой счет.

4. Условия эксплуатации

Большое влияние на расход топлива оказывают условия эксплуатации машин. Дороги IV-V категорий, болотистая местность, карьеры, снежные заносы, распутица, внутри гаражные разъезды, перемещение в городах с пробками и светофорами — перечислять можно долго. Всё или почти всё учтено в АМ-23-р. Для автомобильной техники существуют поправочные коэффициенты, которые при грамотном использовании и точных расчетах позволяют, не нарушая закона, увеличить норму расхода топлива для определенных условий. Важно понимать, что документально (а так же в программах типа 1С) значение базовой нормы не меняется. К расчетной норме применяются поправочные коэффициенты, увеличивая (или уменьшая, при езде по дорогам I-III категорий) общий нормативный расход. Таким образом, суммарный поправочный коэффициент может увеличить стандартный нормативный почти в полтора раза. Но не менее важно понимать, как определить коэффициент, какие нормативные документы должны появится и как построить работу, чтобы не быть обманутыми. Подробнее здесь >>>

5. Наличие прицепа / масса груза (нагрузка)

Дополнительная норма на изменение собственного веса (норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км ) — так в АМ-23-р называется норма на каждую тонну прицепа. Часто применяют 1,3 л/т, не обращая внимания на то, что это максимально возможная (рекомендованная величина). То есть, по результатам замеров и расчетов, Вы можете применить 0,2 л/т. или 1,27 л/т. Можно применить и больше, чем 1,3, ведь мы помним, что АМ-23-р носит рекомендательный характер, но, лучше выровнять за счет коэффициентов или базовой нормы, если ее нет в Минтрансе. Обратите внимание, что данная норма умножается на массу прицепа (полуприцепа) и, в случае, если с машиной используется прицеп большей или меньшей массы по сравнению с тем, с которым машину испытывали, нормативный расход так же, увеличится или уменьшится, соответственно.
Транспортная норма на массу перевозимого груза (норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т.км ) — ситуация, аналогичная норме на прицеп.

Для неавтомобильной техники (для бульдозеров, экскаваторов и т.д.) таких норм нет, но можно сделать поправки на виды/режимы работ. В данном случае, отсутствие достаточного количества нормативной документации не ограничивает полет инженерной мысли и нормирование можно отнести к удобным факторам.

6. Использование дополнительного навесного оборудования

Для удобства, примем, что навесным оборудованием будем считать все, что не относится к прицепам, полуприцепам и значительно влияющие на расход топлива. То есть, отвал, поливомоечное оборудование, «раздатка» и т.д. Сюда же можно отнести кондиционер/климат-контроль и отопитель. Для кондиционера существует так же, поправочный коэффициент — до 7% (можно принять 1%, можно 7% — зависит от результатов замеров). Для строительной техники — навесным оборудованием можно считать все, что не является основным устройством для выполнения работы. Например: у бульдозера принимаем основным устройством — отвал. Навесное — бурильная установка, «грабли» и т.д.
Для чего такие условности? — Для того, чтобы разделить в учете основную работу (и основной расход) и дополнительное оборудование — это удобнее для точного учета.

Конечно, значительно удобнее принять «одну среднюю норму для всего», но: для всего — чего?
Такой подход даст возможность быстро «закрывать» отчетный период и избавит бухгалтерию, ПТО, диспетчеров, экономистов и т.д. от необходимости что-то проверять, считать и анализировать.
Но понимания, куда девается топливо у Вас не будет. Будет количество литров и сумма за месяц. Всё. Вы не сможете определить, куда потратили топливо, все ли сделали для того, чтобы потратить его меньше, не будете уверены, что часть топлива не «ушло налево». В плюсе будут все, кроме Вас.

7. Использование дополнительных приборов.

Даже включенные фары влияют на расход топлива. Это необходимо учитывать, скорее, при замерах, чем на постоянной основе. Любой дополнительный прибор (навигатор, радар-детектор, магнитола, усилитель) нагружает генератор, который, в свою очередь, создает нагрузку на двигатель. От включенного по закону ближнего света фар расход топлива, конечно увеличится, но очень незначительно. Но если включить все приборы разом, 100-200 грамм топлива на 100 км (а может и больше) прибавится. Казалось бы — мелочи. А сколько километров в год проходит Ваш парк? Делим на 100, умножаем на граммы… Здорово?

Мы можем разработать для Вас оптимальную схему учета топлива с минимумом вложений.

Экономия топлива до 35% в месяц

Звоните +7 (918) 859-77-79

 

Оставить комментарий

Можно использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика